Игры с детьми раннего возраста

Методические рекомендации для родителей

детей раннего возраста (2-3 года)

 

Познавательное развитие (предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности; формирование первичных представлений о себе и окружающем мире; формирование элементарных естественно-научных представлений).

Перечень игр и игровых упражнений:

Игра «Прогулка» (дети и родители смотрят в окно, родители обращают внимание на приметы весны, на то, как одеты люди и т.д.).

Игра «Солнышко и дождик» (у одного из родителей в руках зонтик, можно включить музыку, дети и родители ходят по комнате, как только музыка остановилась один из родителей говорит: «Дождик пошел!» и раскрывает зонт, дети должны спрятаться под зонтиком) .

Игра «Катится-не катится» (родители и дети сравнивают предметы по форме куб и шар, проводят эксперимент, что катится, а что нет и почему).

Игра «Чудесный мешочек» (в мешочке лежат картинки с изображёнными на них овощами и фруктами, ребенок вытаскивает картинку и говорит, что на ней изображено) .

Игра «Где моя мама?» ( можно использовать в этой игре книгу с иллюстрациями домашних животных, родители с ребенком рассматривают иллюстрации и называют животное и его детеныша).

Кроме того, можно использовать такие дидактические игры, как «Собираем пирамидку», «Геометрическая мозаика» (мама вырезает из бумаги круг, треугольник и квадрат, разрезает геометрическую фигуру на четыре части, ребенок должен собрать фигуру в целое и назвать ее), «Чего не стало?» (мама выкладывает на стол перед ребенком несколько игрушек, затем ребенок закрывает глаза, а мама убирает одну игрушку, ребенок должен отгадать, чего не стало); игры на развитие мелкой моторики: «Перебираем пуговицы с мамой» (по размеру, по цвету), игры со шнуровкой, молниями.

Речевое развитие (совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой).

Перечень игр и игровых упражнений:

Игра «Поручения» (мама дает ребенку поручение «Загляни на кухню и посмотри, что там делает папа», «Узнай у бабушки, что она готовит на обед и расскажи мне» и т.д.

Совместное рассматривание книг, альбомов. Рассуждения по ним. Взрослый задает вопросы «Кто?», «Что?», «Что дедает?», «Что везет?», «Кому?» и т.д.

Чтение стихотворения К.Чуковского «Котауси и Мауси» (мама учит ребенка правильно произносить звук [к], произносит звукоподражания с разной громкостью).

Чтение песенок, потешек, сказок («Из-за лес из-за гор», «Огуречик, огуречик…», «Маша и медведь»; произведений «Ты собачка не лай», «Снегирек», стихотворения А.Барто, Д.Биссет «Га-га-га», Ч.Янчарский «В магазине игрушек», «Друзья».

Социально-коммуникативное развитие (формирование первичных ценностных представлений, развитие способности к общению, развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду, формирование основ безопасности)

Перечень игр и игровых упражнений:

Игра «Скажи, кто я!» (ребенок называет взрослому свое имя, перечисляет имена своих родителей, дедушки и бабушки, в конце игры можно закрепить название города и улицы, где живет ребенок).

Игра «В гости к кукле Маше» (взрослый рассказывает ребенку, что они пришли в гости к кукле, здороваются с ней, идут мыть руки, садятся за стол, «кукла» угощает гостей. Взрослый объясняет ребенку, как правильно пользоваться приборами, салфеткой; после прощаются с «куклой»).

Игра «Помогаю маме» (взрослый предлагает ребенку в игровой форме убрать игрушки, принести посуду в раковину, разложить ложки к обеду и т.д)

Игра «Можно-нельзя» (знакомим с правилами безопасного поведения)

Художественно-эстетическое развитие (развитие художественно-творческих способностей, воспитание художественного вкуса).

Перечень занятий:

«Солнышко» (взрослый учит ребенка размазывать указательным пальцем пластилин на картоне)

«Разноцветный заборчик» (используя любой строительный материал строим вместе с ребенком заборчик)

«Вот какой у нас букет» (взрослый заранее готовит элементы букета из цветной бумаги– цветы, листья, стебли. Ребенок по своему усмотрению составляет композицию. Можно также заранее нарисовать силуэт букета)

«Вот какая неваляшка» (взрослый показывает картинку или игрушку-неваляшку, вместе с ребенком лепят детали разного размера, туловище – большой шар, голова – маленький шар).»

«Осьминог» (взрослый помогает ребенку опустить ладошку в гуашь и сделать отпечаток на листе бумаги, можно дополнить изображение деталями при помощи кисти)

 

Список литературы

Социально-коммуникативное развитие:

1. Ветрова В.В. Во что играть с ребенком до 3 лет. – М., 2009.

2. Дмитриева В.Г. 200 трехминутных развивающих игр для малышей от 0 до 3 лет. – М., 2007.

3. Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. – М., 2008.

4. Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми 1-3 лет. – М., 2008.

Речевое развитие:

1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольника. – М., 2007.

2. Дерягина Л.Б. Игры, чистоговорки, песенки, потешки. – СПб., 2008.

3. Ермакова И.А. Поговори со мной, мама! – СПб., 2008.

4. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. – М., 2010.

Познавательное развитие:

1. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие (1-3 года). – М., 2006.

2. Хазиева Р.К. 55 развивающих игр для малышей от 1 до 3 лет. – СПб., 2008.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Боумэн Д. , Рамси Р. Первый рисунок: раскрашиваем, лепим, клеим, делаем оттиски, мастерим. 75 развивающих занятий для детей от 1 года до 3 лет. – Минск, 2004.

2. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста. – М., 2008.

3. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. – М., 2008.