Музыкальный руководитель

Герасимова                           

Ольга Ивановна                   

Образование: среднее  профессиональное                                     

Окончила Новомосковское                        

музыкальное училище                                

Педагогический стаж 44 года                   

 

 

 

Консультация для родителей

 

« Концерты. Приобщаем детей к музыкальной культуре.»

 

     Известно, что приобщение детей к сокровищам музыкальной культуры требует вдумчивого подхода, поиска  нетрадиционных решений. Если музыка исполнена ярко, если беседа проведена умело, то можно не только пробудить интерес ребенка к музыкальному искусству, но и воздействовать на его чувства, тем самым способствовать формированию нравственных качеств.

 

         Первые музыкальные впечатления многие дети получают в семье, однако, они носят зачастую случайный характер. Вот почему педагог дошкольного учреждения призван помочь родителям найти оптимальные пути формирования у ребенка интереса к классической музыке.

 

     Поэтому очень важно родителям вместе с детьми посещать концерты классической музыки. Парадная   обстановка концертных помещений, профессиональное исполнение музыкальных произведений, увлекательная беседа музыковеда с детьми возможность услышать звучание различных инструментов и голоса певцов, все это способствует развитию устойчивого интереса к музыкальному искусству уже в дошкольном возрасте. Несомненно, важен первый этап деятельности, предварительная работа с детьми, родителями, подготовка детей к посещению концертного зала. Это могут быть беседы, рассказы, иллюстрации. Культура слушания музыки формируется у дошкольников не только на занятиях, музыкальных праздниках, но и в процессе домашнего музыцирования. Музыка интересна лишь тем кто умеет слушать и понимать ее .Влияние музыки на организм очень велик. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность , поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредоточить внимание ребенка, помогает  быстрее запомнить новый материал. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности . Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика. Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы ( шум моря, леса).А  чтобы ребенок быстро заснул и видел хорошие  сны можно негромко  включить музыку с медленным темпом и четким ритмом. Продолжительность 15 минут. Лучше всего прослушать нужные произведения утром после пробуждения или вечером перед сном. Во время прослушивания старайтесь сосредотачиваться на чем то серьезном  можно выполнить обычные бытовые дела( уборка игрушек, подготовка постели). А  лучше заниматься чем нибудь приятным , например  просмотром  фотографий, поливкой цветов. Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили, но как показывает опыт именно классическая музыка гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном домашнем музыцировании.

 

 

 

Образные упражнения и игры в музыкально –

ритмическом развитии детей 3 – 7 лет.

 

С рождения и на протяжении всей жизни человек связан с музыкой. Известно, что детские годы – это период интенсивного музыкального восприятия, накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.

 

Активному восприятию музыки на занятиях способствует создание педагогом необходимого настроя у детей, пробуждение их интересов, художественное исполнение вокальной и инструментальной музыки, развитие познавательной активности детей в ходе простейшего анализа произведений.

 

По своей природе ребенок очень активен, подвижен, деятелен, прост, трогателен, естественен в своих музыкальных выражениях. Поэтому во многом музыкальному воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как музыкально – ритмические движения. Они служат делу познания ребенком окружающей деятельности и в то же время является средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений. Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально – ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало его будущей творческой деятельности. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремленности и наблюдательности.

 

На музыкальных занятиях  дети исполняют упражнения, сюжетные и несюжетные игры, пляски. Детское исполнение имеет свои особенности, вызванные возрастным развитием, недостатком представлений, опыта, технических умений. Здесь отсутствует зрелый замысел, налицо элементы подражания, но имеется исполнительское усилие, эмоциональное участие. Подражание и самостоятельная деятельность переплетаются, взаимно обогащая друг друга.

 

Развитие музыкально – ритмических  движений на каждом возрастном этапе происходит различно. Уже в младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения еще неточны и порой несогласованны с музыкой. Педагогу необходимо, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять движения и небольшие роли.

 

На четвертом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки. Могут выполнять и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит их двигаться в соответствии с ярко – контрастным характером музыки, в различном темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают и т.д.)

 

На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и некоторые средства музыкальной выразительности (динамика – громко, тихо; регистры – высокий, низкий; темп – быстрый , умеренный). Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки.. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т.д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки.

 

Дети шестого, седьмого и восьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Они могут передавать движениями разнообразный характер музыки, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседаний и т. д.)

 

Следовательно, творческая активность развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразнейших музыкальных образов, дает возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.

 

Образные упражнения

 

Для того, чтобы действия детей под музыку были свободными, легкими, четкими, необходимо выполнение образных упражнений. Назначение упражнений различно: для совершенствования основных  движений (ходьба, бег, подскоки); для предварительного разучивания движений к играм и пляскам; для композиционной завершенности музыкально – ритмических движений. Последние упражнения большей частью проводятся с предметами: обручами, лентами, мячами, цветами. В процессе проведения упражнений должно  иметь место для развития детской инициативы.

 

Образные упражнения представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных трудовых действий и поведения птиц, зверей и т.д. Они являются ценным моментом развития воображения и творческой активности дошкольников. Перед детьми ставятся творческие задания, которые позволяют им самостоятельно избирать движения, выражающие повадки поведения того или иного персонажа, движения, имитирующие езду транспорта, полет самолетов, некоторые действия рабочих профессий. Педагогу необходимо объяснить и показать детям выполнение этих движений.

 

Музыкальная терапия

 

В современной психологии существует отдельное направление – музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с  помощью  которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышения эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

 

Итак, как видите, влияние музыки на организм очень широк. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание школьников и помогает быстрее запомнить новый материал. Если женщина кормит малыша грудью, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках мелодий у нее прибывает молоко. Вот некоторые советы по использованию композиций в различных случаях.

 

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?

 

В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».

 

Как уменьшить нервное возбуждение?

 

Гиперактивным  детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Как правило, помогает классика: Бах «Кантата 2», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля – минор».

 

 

 

Хотите спокойствия?

 

Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы ( шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: произведения Вивальди, Бетховена «Симфония №6» - часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль – минор», Дебюсси « Свет луны».

 

Как избавиться от напряжения в отношениях с людьми.

 

Включите Баха «Концерт ре – минор для скрипки» и «Кантата 21», Бартона «Соната для фортепиано» и «Квартет№5», Брукнера «Месса ля – минор».

 

Депрессия?

 

Помогут скрипичная и церковная музыка. Классика: произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе  « Кармен » - часть 3.

 

У  Вас мигрень, головная боль?

 

Ставьте диск с религиозной музыкой или классической: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист  «Венгерская рапсодия № 1», Хачатурян «Сюита Маскарад».  Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее  воздействие. Из классики «вялым» детишкам можно поставить : Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».

 

Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет опять же классика:

 

Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония».

 

А чтобы чадо быстро заснуло и видело хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным и четким ритмом.

 

Как слушать?  

 

1.Продолжительность – 15- 30 минут.

 

2.Лучше всего прослушать нужные произведения утром после прбуждения или вечером перед сном.

 

3.Во время прослушивания старайтесь не сосредотачиваться на чем – то серьезном, можно выполнить обычные бытовые дела ( уборка игрушек, подготовка постели и т. д.), а еще лучше занимайтесь чем – нибудь  приятным, например просмотром фотографий, поливкой цветов.

 

Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем применении».

 

Есенинские Осенины.doc

Интегрированное занятие.docx

Весенний концерт 1, 2 мл. 2015.odt

8 Марта подг.гр. 2015.odt

8 марта средняя 2015.odt

День Знаний 2016

День дошкольного работника