Шпаргалка для родителей

Обучая ребёнка чтению и развивая фонематическое восприятие, следует помнить, что:

* Наша речь состоит из предложений.

* Предложение - это законченная мысль.

* Предложения состоят из слов.

* Слова состоят из звуков.

* Звук - то, что мы слышим и произносим.

* Буква - то, что пишем и читаем.

* Звук на письме обозначается буквой.

* Звуки бывают гласные и согласные.

* Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта,

не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы.

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять:

* шесть - А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и

* четыре - йотированные - Я, Ю, Е, Ё, которые обозначают два звука: Я (ЙА), Ю (ЙУ), Е (ЙЭ), Ё (ЙО):

1) в начале слова (яма, ель, юла),

2) после гласного звука (маяк, заюшка),

3) после мягкого и твёрдого знаков (семья, подъём).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я-А, Ю-У, Е-Э, Ё-О (берёза, мяч, зяблик, щепка, тюль).

* Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

* Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло:

- глухие согласные звуки - голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ

-звонкие согласные звуки - голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р.